О бензине в Украине

Бензин — горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 33 до 205 °C (в зависимости от примесей). Бензины используются в качестве моторного топлива и сырья в промышленном органическом синтезе. Нас интересует бензин как автомобильное топливо, доступное на любой заправочной станции. По каким критериям и что определяет качество бензина, постараемся разобраться.

Главным показателем, особенно существенным для любого автомобиля, является октановое число. Что это такое и как его определяют? Наверное, путем сложных химических исследований, всякие колбочки, пробирочки разные, реактивы, лакмусовые бумажки, скажет "чайник-водила". А на самом деле для определения октанового числа применяют специальную установку - одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия. В установку заливают образец бензина и измеряют детонацию. Затем в ту же установку последовательно заливают смеси изооктана и н-гептана в разных пропорциях, добиваясь того же уровня детонации. Доля изооктана в такой смеси и говорит об октановом числе бензина.

В качестве эталонов для определения октанового числа (ОЧ) бензина используют два углеводорода, один из которых - изооктан - обладает очень высокими антидетонационными свойствами, то есть горит, а не взрывается. Другой - н-гептан - наоборот, при каждом удобном случае норовит бабахнуть. ОЧ изооктана принято считать равным 100, а ОЧ н-гептана - равным нулю. Если эти два соединения смешать в пропорции 92 к 8, то получится горючее с ОЧ, равным 92 - это эталон 92-го бензина. По этому эталону и определяются антидетонационные свойства бензина, претендующего на звание "девяносто второго".

Для полного сгорания одного килограмма бензина нужно 14,7 кг воздуха, и образуется при этом 3,1 кг углекислого газа (СО2) и 1,3 кг воды (Н2О).

Измеряют его двумя способами - моторным и исследовательским. Моторный метод отличается от исследовательского лишь более жесткими условиями работы двигателя - выше обороты и температура горючей смеси. Поэтому моторное октановое число всегда меньше исследовательского. Это, кстати, вносит путаницу в маркировку бензинов. Раньше товарные сорта бензинов, октановое число которых измерено по исследовательскому методу, снабжали маркировкой с буквой И: например, АИ-93 и АИ-95. А отсутствие буквы И в маркировке бензина - например, А-72, А-76 - однозначно свидетельствовало о моторном методе определения октанового числа. Существует европейская терминология: АИ-80 (Normal), АИ-91 (Regular), АИ-95 (Premium), АИ-98 (Super).

Какой же бензин сегодня можно встретить на наших заправках ?

1. Топливо, отвечающее нормативам ДСТУ 4839:2007 "Бензины автомобильные повышенного качества" (вид I). Это кондиционный бензин, соответствующий ЕВРО-5. АЗС, рекомендуется к использованию
2. Топливо, отвечающее нормативам ДСТУ 4839:2007 "Бензины автомобильные повышенного качества"(вид II). Это кондиционный бензин, соответствующий ЕВРО-4. АЗС, рекомендуются к использованию
3. Топливо, отвечающее нормативам ДСТУ 4063-2001 "Бензины автомобильные". Это топливо кондиционное, но по ряду параметров (содержание серы, ароматических углеводородов и бензола) имеет значительно большие допуски содержания вредных для автомобиля и экологии веществ.
4. Топливо, отвечающее нормативам ДСТУ 4063-2001 "Бензины автомобильные" показатели которого находятся на грани максимально возможных допусков. Например, при нормативе содержания серы до 0,015%, они имеют от 0,013% до 0,015%.
5. Топливо, НЕ отвечающее нормативам ДСТУ 4063-2001 "Бензины автомобильные". Такое топливо является некондиционным, может нанести существенный вред Вашему автомобиля, и категорически не рекомендуется к использованию

Пока государство продлевает старые топливные стандарты, по которым продукция может соответствовать экологическим нормам Евро 2 и Евро 3, ведущие игроки рынка перешли на топливо высших стандартов - Евро 4 и Евро 5.

В Украине сейчас 4 компании, которые торгуют только топливом Евро 5. Это "ОККО", Parallel, WOG и ТНК. У Shell только "пятый" бензин V-Power отвечает экологическим нормам Евро 5. Остальное топливо, по данным компании, соответствует Евро 4. По информации предоставленной "Лукойлом", стандарт Евро 5 выдерживает два вида бензина - А92 Евро и А98 Евро. Остальное топливо - Евро 4. Отличие стандартов Евро 4 от стандартов Евро 5 минимальны - лишь в показателе серы. В Евро 4 серы в 5 раз больше, чем в Евро 5. При этом в Евро 2 и Евро 3 серы больше в десятки раз, чем в стандартах Евро 4 и Евро 5. Заметим, что погоня за Евро 5 - это сугубо инициатива топливных компаний. Государство требует только соответствия топлива определенному ДСТУ.